Таганай - территория Добра!

Случилось так, что в свои 26 лет я ни разу не был на Таганае. Ну что за хурма, в самом деле? Легендарный горный край манил тем больше, чем больше я о нем узнавал. Ну а после того, как друзья поведали об осеннем походе на Таганай и о Добром Бородатом Леснике Вегетарианце (развеселом баянисте Степане) - крышу сорвало совсем и я понял, что время пришло и скоро нам быть на этой благодатной земле.

Как нельзя лучше, для сей затеи, подходил день рождения моей Ненаглядной, который как водится, мы отмечаем подальше от цивилизованного Вавилона. Лишь один момент немного портил картину - на смене должен быть другой лесник - дежурство Степана только во второй половине января.

Таганай - это, практически Златоуст. Видимо, памятуя о предыдущей поездке, мой жигуль сразу недвусмысленно дал понять, что лучше сразу не починиться, чем потом поломаться где-нибудь под Урманом=))) Впрочем, это отдельная история, а мы тем временем забрались в паровозик с многообещающим названием Махачкала-Тюмень и, параллельно с нашими друзьями, ехавшими на машине, выдвинулись к общей цели.

Шесть часов в плацкарте, полном махачкалинских детишек и их родителей, неугомонно произносящих слова и звуки, совершенно непривычные для моего слуха, почти полностью прошли мимо меня. После бессонной ночи, даже тот факт, что боковушка явно не рассчитана на мои 185 см, совершенно не напрягал - отсыпался.

К Центральной Усадьбе Национального Парка Таганай прибыли уже затемно. Пока переодевались, да собирались в путь, выяснилось, что к нам присоединится попутчик - Дмитрий. Ок. С ним нас стало семеро.

14 верст до Приюта Таганай жарили, прямо-таки в диком темпе - надо было успеть набраться сил перед завтрашним днем. Ночной лес, плотно обступавший Нижнюю Тропу, завораживал своей загадочной красотой. Здесь от каждого дерева веет какой-то еле уловимой светлой энергией - первый раз встречаю ТАКОЙ ночной лес! Вообще, с того момента, как наши подошвы заскрипели по снегу Нижней Тропы и, до того как мы, спустя два дня, покинули территорию парка, не покидало чувство, что мы очутились в настоящем сказочном заснеженном краю. Конечно, порой хотелось привязать к рюкзаку вязанку гелиевых шаров, но тяжесть на плечах нисколько не мешала любоваться этим чудом. Тем более, что в этот раз рюкзак имел весьма необычную начинку - днюрожденческий тортик=))

Появилась в ночи совсем не маленькая полянка с гроздью избушек - здравствуй, Приют Таганай! Молодой парень, с лесничей избы, вручил нам вязанку дров и проводил в пятый домик. От него же мы узнали, что завтра приедет Степан - смена у него начнется раньше плана. Конечно, мы атас как обрадовались! Натопив печь и поужинав (с тортиком и салатами), довольные, уставшие и счастливые, разбрелись по спальным местам.

приют Таганайприют Таганай
Справа наш пятый домикбанька на приюте Таганай

Погода нам благоволила - чистое ясное небо даже и не думало прятать Солнышко, которое во всю улыбалось нашему доброму утречку! Ввиду того, что моя попытка починить жигулю, существенно сократила время, запланированное на поход, решено было не идти на Метеостанцию и ограничиться Круглицей.

Круглица - гора высотой 1178 метров. Как выяснилось, это верхняя высота хребта Большой Таганай, да и вообще всего национального парка. Приют Таганай как раз расположен у ее подножья. От уютной полянки к горе петляет милая тропинка, огибая чудесно заснеженные елочки, которые порой принимают такие формы, что фантазия виснет от количества вариантов. По мере того, как тропка забирает все выше в гору, лес редеет и появляется ветерок-тягунок. Перед выходом из защищенного деревьями пространства, застегиваемся, закутываемся и начинаем непосредственно подъем. Склон весьма крутой (порядка 45°), покрытый достаточно прочным настом. Мы поднимались вдоль гребня, поэтому часть ветра до нас не доставала, но поддувало все равно качественно.

тропа на Круглицучудик
На вершине КруглицыЕлочки на Круглице

На вершине мы ощутили ветер во всей его могучести - весьма сопоставимо с ощущениями на вершине Большого Иремеля. Однако, лично мне Иремель ни разу не позволил полюбоваться окружающим ландшафтом - облака и туман были повсюду. Круглица же милостиво представила взору вид на величественный Таганай - горы, сложенные самыми древними породами на Земле. Дальний Таганай, где-то на котором стоит приют Метеостанция, Откликной Гребень, Долина Сказок, и гора с забавным именем Ицыл (с башкирского "вечный ветер"). Когда созерцаешь все это великолепие, даже дичайший ветряк отступает на второй план. В этой красоте Вечность!

Кратенькая справочка - гора Круглица получила свое имя вполне логично - она круглая. В народе также именуется Круглой Сопкой и Круглым Таганаем. Рабочие Златоустовкого завода, в свое время, нарекли гору "Башкирской шапкой", а туристы попросту "Титькой"=)))

Прямо на вершине есть заветренное местечко, т.е. совершенно защищенное от ветра, который бушевал в паре метров от нас, а мы преспокойно попивали травяной чаек из термоса и продолжали любоваться безупречно чистым небом и изысканно разнообразным ландшафтом. Спускались мы уже по склону, обращенному к Откликному Гребню. Склон просто усеян крошечными елочками, белыми, словно в толстом слое в сахарной пудры))) Последовавший далее курумник, даже под сугробами поражал размерами некоторых глыб. Близко подойти к Откликному Гребню не вышло - тропы не просматривалось, а в самый маленький сугроб можно было легко уйти по пояс. Поэтому мы свернули в сторону нашей полянки, неспешно прогуливаясь и каждую секунду наслаждаясь пребыванием в этом чудесном краю.

Солнце опускалось все ниже, близился чудесный вечер - ведь мы договорились прийти к Степану на чай с баяном=)))

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Но мы пошли уж вечерком - Степан то занят утром, да и днем..)))

В гостях у лесника Степана Лесничья изба просторная и уютная, с большой беленой печью посередине. Кстати, единственный дом на приюте, располагающий электричеством (в основном для зарядки рации). В гости пришли всем пятым домиком, вместе с нашими сегодняшними, новыми соседями (пятеро ребят с Екатеринбурга и Москвы). Степан долго не разглагольствовал - взялся за инструмент и полились песни добрые и забавные, в том числе и его авторства. А в перерывах между песнями, как водится, общались, при чем весьма разносторонне=))) Но все хорошее имеет свойство (нет, не заканчиваться) брать перерыв на отдых - вот и нам пора спать))) Спасибо тебе, Степа, от всего сердца, за светлый вечер, полный добрых слов и забористой музыки!

Утром, перед обратной дорогой, конечно зашли к Степану - попрощались, обнялись и двинули в обратный путь.

Нижняя тропа при дневном свете открылась с новой стороны - березки и елочки радовали взор, как ни посмотри, периодически перебрасывая ветви через тропу и создавая эдакие арки. Солнце пробивалось меж заснеженных ветвей и озаряло следы зайцев и разных пернатых. Незамеченный ночью ручеек промыл небольшую полынью и весело в ней булькал. Заглянули и на каменную реку - обожаю курумы.

У ворот Центральной Усадьбы наши пути не на долго расходятся - четверо едут на машине, а у нас с супругой билеты на паровоз. Увидимся в Уфе!

нижняя тропаДедушка Таганай

Спасибо тебе, Дедушка Таганай, за радушный прием и за ясную погоду! Мы обязательно навестим еще твои древние чертоги, в которых Вечность. Таганай - территория Добра!

Другие материалы:

ULD Ghymkhana в Златоусте - отчет о поездке
Аша. Тюбинги на Аджигардаке и баба Снежанна
Танцы с бубном вокруг Мерседеса

P.S.: Пять копеек за экип - не реклама, но добротную вещь похвалить за радость=)))
Мембранная одежда отработала на на все 130% Так комфортно в зимнем походе еще не было нам))) Не продувается вообще, даже на вершине Круглицы ни капли не мерзли. В частности, это бордические куртки с десятитысячной мембранкой - у супруги WHS, у меня Oakley на прималофте. Квиксильверовские штаны с 5к мембраной у меня и Ред Фоксовский полукомбез (10к мембр.) у супруги еще и с отличными манжетами - выдержали многократные проваливания в сугробы, т.е. в фонариках-гамашах надобности не было.
Рюкзак Ekudd, при условии качественной укладки, очень даже "носибельный". Широкий поясник, куча регулировок и утяжек реально выручают. А в центральный карман идеально влезает термос Арктика, объемом 1,8 литра, который исправно снабжал нас горячим чаем, на протяжении всего похода. Вообще, этот термос один в один, как аналогичная Татонка, но стоит в два раза дешевле=))

лестница в потолокномер в гостинице на жд вокзале Златоуста
P.P.S.: И еще. До поезда у нас с супругой оставалось шесть часов, поэтому, погуляв по улице Аносова в обе стороны, мы вернулись на жд вокзал Златоуста. Сие заведение не только обладает прикольной винтовой лестницей, ведущей в неизвестность - на третьем этаже была обнаружена гостиница с красными ковровыми дорожками (там же и камера хранения). Номер на двоих, на три часа, стоил всего порядка 400 рэ. Номер, кстати, весьма добротный и ухоженный. В эту же стоимость входят два комплекта полотенце-мыло-шампунь-гель для душа, возможность принять душ, в номере есть городской телефон с прилагаемым справочником киношек, ресторанчиков и прочих злачных мест. В общем, остались очень довольны - чисто, уютно, доступно, рекомендуем=)))